ФЭНДОМ

Определение. Если для подмножества X\in R \exists b : x\le b, то множество X называется ограниченным сверху, а число b - числом, ограничивающим сверху множество X.

Множество x\subset R ограниченно сверху \Leftrightarrow \exists b \in R \forall x \in X : x \le b.

Определение. Множество, не являющееся ограниченным сверху множеством, называется неограниченным сверху множеством.

Множество x\subset R не ограниченно сверху \Leftrightarrow \forall  b \in R \exists x \in X : x > b.

Определение. Если для подмножества X\in R \exists  a:x \ge a, то множество X называется ограниченным снизу, а число a - числом, ограничивающим снизу множество X.

Множество x\subset R ограниченно снизу \Leftrightarrow \exists a \in R \forall x \in X : x \ge a.

Определение. Множество, не являющееся ограниченным снизу множеством, называется неограниченным снизу множеством.

Множество x\subset R не ограниченно снизу \Leftrightarrow \forall  a \in R \exists x \in X : x < a.

Определение. Множество, ограниченное и сверху и снизу, называется ограниченным множеством.

Определение. Множество, не являющееся ограниченным, называется не ограниченным множеством.

Определение. Наименьшее среди всех чисел, ограничивающих сверху множество X\subset R, называется его верхней гранью и обозначается через  \sup x или  \sup_{x\in X}{{x}} .

\beta - верхняя грань множества \Leftrightarrow x\in X :x\le \beta или \forall \varepsilon > 0 \exists x \in X : x > \beta - \varepsilon.

Определение. Наибольшее среди всех чисел, ограничивающих снизу множество X\subset R, называется его нижней гранью и обозначается через  \inf x или  \inf_{x\in X}{{x}} .

\alpha - нижняя грань множества \Leftrightarrow x\in X :x\ge \alpha или \forall \varepsilon > 0 \exists x \in X : x < \alpha + \varepsilon.

Пример.  \{1,\frac{1}{2}\frac{1}{3}\frac{1}{4}\frac{1}{5}...,\frac{1}{n},...\} = A , где  1 = \sup A; 0 = \inf A .

Теорема. \forall ограниченное сверху непустое числовое множество имеет верхнюю грань, а всякое ограниченное снизу непустое числовое множество имеет нижнюю грань.

Доказательство. Пусть X - ограниченное сверху непустое числовое множество. Обозначим через Y множество всех чисел, ограничивающих сверху множество X. Множество X ограничено сверху, поэтому множество Y не пусто. Каждый элемент y \in Y ограничивает сверху множество X, т.е. \forall x \ in X : x \le y. Элементы x и y являются произвольными элементами соответственно множеств X и Y, поэтому, в силу свойства непрерывности действительных чисел, \exist \beta : \forall x \in X и y \in Y имеет место неравенство x \le \beta \le y.

Выполнение неравенства x \le \beta означает, что число \beta ограничивает сверху множество X, а выполнение неравенства \beta \le y для всех y \in Y , т.е. для всех чисел, ограничивающих сверху множество X, означает, что число \beta является наименьшим среди всех таких чисел, т.е. верхней гранью множества X: \beta = \sup X.

\exist-е верхней грани у ограниченного сверху непустого множества доказано.

Если теперь Y - непустое ограниченное снизу числовое множество, то отнесём к множеству X все числа, ограничивающие снизу множество Y.

Аналогично рассмотренному случаю верхней грани, легко убеждаемся, что, в силу свойства неперрывности действительных чисел, \exist \alpha : \forall x \in X и y \in Y имеет место неравенство x \le \alpha \le y.

Это означает, что \alpha = \inf Y. Теорема доказана.