ФЭНДОМ

Файл:Auguste Comte.jpg

Огюст Конт является родоначальником позитивизма, который он сам понимал как научность в изучении общества и социальных процессов.

Позитивизм, по Конту, означает:

  • реальное vs. химерическое
  • полезное vs. бесполезное
  • достоверное vs. сомнительное
  • точное vs. смутное
  • положительное vs. отрицательное

Не позитивными учениями, с точки зрения Конта, не представляющими ценности, являются теология, астрология, херомантия и т.п.

Первоначально, Огюст Конт, создал классификацию наук об обществе и природе, разделив все науки на абстрактные и конкретные. Абстрактные изучают законы отдельных категорий явлений. Конкретные науки применяют эти знания в определенных областях человеческой деятельности к абстрактным наукам.

Конт выделил 5 абстрактных наук: астрономия, физика, химия, биология и социология.

Изначально, подчеркивая научность системы знаний и преемственность социологии по отношению к другим абстрактным наукам, Конт назвал свое учение социальная физика.

Социальная физика Конта состояла из 2 разделов:

  • социальная статика — изучение взаимоотношений элементов общества, сохраняющихся при всех исторических условиях
  • социальная динамика — законы развития и изменения социальных систем

Социальная статика — это исследование общественного порядка. Конт рассматривал общество как органическое целое, устойчивость и функционирование которого обеспечивается тремя элементами — государством, семьей и религией.

Социальная динамика — позитивная история общественного прогресса, абстрагированная от конкретных форм исторического развития. Конт создал оригинальную схему общественного прогресса.

Согласно теории Конта, общественный прогресс определяется двумя группами факторов:

  • первичные — духовное и интеллектуальное развитие человека и общества
  • вторичные — экономические, природные, демографическое условия

Конт выделяет несколько составляющих общественного прогресса:

  • материальный — улучшение внешних условий жизни людей
  • физический — совершенствование природы человека
  • нравственный — развитие нравственных качеств и морали
  • интеллектуальный — развитие науки, образования и интеллектуальных способностей человека

По Конту, разум человека проходит 3 стадии развития, которые соответствуют 3 этапам развития общества:

  • теологический (с древних времен до раннего Средневековья) — на этой стадии сознание человека полностью подчиненно религии, наука находится в зачаточном состоянии
  • метафизический (высокое и позднее Средневековье, Новое время) — постепенное освобождение сознания от теологии, общества от религии, появление первых научных знаний
  • позитивный (начиная с XIX века) — характеризуется формированием целостной научной картины мира, завершением чего явилось появление социологии.

Главной заслугой Конта в развитие социологии считается разработанная им методология социологического исследования. Для изучения общества Конт предложил использовать 4 метода, два из которых (сравнительный и исторический) относятся к теоретическому анализу, а два других (наблюдение и эксперимент) к сбору эмпирической информации.

Сравнительный метод, предложенный Контом, позволяет выявить общее и закономерности развития общества в целом или отдельных его структур. Исторический метод — дополняет исторический метод, основанный на сопоставлении различных периодов развития тех или иных обществ.